Скажи, чтобы я тебя увидел!
И снова Стругацкие.
Книга по сути является сборником новелл, объединенных временем действия (2119-2129 годы) и некоторыми общими героями, двое из которых - вернувшиеся из столетнего путешествия звездолетчики, которым ситуация вновинку и которые все никак не могут с ней освоиться. Этот прием, кстати, позволяет иногда показать, насколько описаный мир далек от нынешнего - всегда сохраняется возможность противопоставления. В произведении рисуется этакая безоблачная планета, обустроенная микроклиматическими установками и самодвижущимися дорогами, где городские улицы временами напоминают лесные тропинки, а все заботы об уборке лежат на кибердворниках. Еда там поступает через "линии по доставки еды" - точно так же, как в наши дома поступает вода - а дети проводят детство в интернатах под руководством мудрых учителей. Оп-па! Вот тебе и первый социальный вызов. Первая неочвидность. Первая зарубина на эгоистическом нерве. Дети - в интернате? А родители как же? А вот не сказано, как. Показано только, что дети радуются - радуются и учителя, выведенные в произведении, конечно, заботливыми и не слишком давящими. Ну, и с технической точки зрения интернаты - чудеса 22 века, как их видели братья Стругацкие: в роще, обязательно на берегу реки и во множестве оснащены экранами телевизоров с обучающими программами, портативными телефонами и прочей "техникой будущего", на крыше и во дворе - посадочные площадки для птерокаров, хотя последним "посадочная плдощадка была, впрочем, и не нужна". Человечество расселяется на Марсе, осваивает Венеру, роет тоннель к центру Земли и даже совершает межзвездные путешествия, открывая новые планеты. На последних обнаружена жизнь - более того, имеются следы разумной жизни. Чего уж там, Фобос и Деймос, как уже доказано - искусственные спутники Марса построенные, по прикидкам, около десяти миллионов лет назад и человечество живет в предвукшении первого Контакта. Контакта с внеземной цивилизацией.
В общем, что ни говори - полдень. Радужный мир, где люди живут по паре сотен лет, где девушки в худшем случае "хорошенькие" (что немного нервирует, становясь однообразным) и где любой человек всегда рад помочь другому:
- Я Зегерс, шахтер. Посудите сами, Сергей Иванович. Мы десять лет роем шахту к центру Земли. Нас тоже десять тысяч. Теперь все бросают на Венеру. У нас отбирают производственные мощности и просят помочь. Где же справедливость?
- А вы бы отказались, - с сочувствием сказал штурман.
На лицах праправнуков изобразилось замешательство, и Кондратьев понял, что наконец что-то ляпнул. На него смотрели так, словно он посоветовал шахтеру обокрасть детский сад.
Другим словами, книга читается как сказка. Приятная детская сказка, только без особой морали в конце и непреодолимых препятствий по ходу повествования - а потому и не сказка это уже никакая, а так, история. Моральных проблем практически не поднимает (а если и натыкаешься на те же "интернаты", то фактического материала для обдумывания не хватает - не было это целью), научно-технические затеи разглядывать интересно, но и их не так и много, драм и комедий на квадратный метр - ноль целых хрен десятых. ПДДВ чем-то напомнило мне не лучшие из рассказов Азимова. Непонятно мне, для чего писалась эта книга. Может, как оправдание перед советским режимом за "Хищные вещи века"? В ПДДВ дважды прорывается коммунизм: впервые - где-то в начале в виде громадной статуи Ленина, во второй раз - репликой в последнем в книге диалоге:
"- Вы знаете, Леонид Андреевич, мое воображение всегда поражала ленинская идея о развитии общества по спирали. От первобытного коммунизма, коммунизма нищих, нищих телом и духом, через голод, кровь, войны, через сумасшедшие несправедливости, к коммунизму неисчислимых материальных и духовных богатств. С коммунизма человек начал и к коммунизму вернулся, и этим возвращением начинается новая ветвь спирали, такая, что подумать - голова кружится. Совсем-совсем иная ветвь, не похожая на ту, что мы прошли. И двигает нас по этой новой ветви совсем новое противоречие: между бесконечностью тайн природы и конечностью наших возможностей в каждый момент. И это обещает впереди миллионы веков интереснейшей жизни."
Пожалуй, несмотря на коммунистический пафос, эти слова и выражают основную идею книги: идею о том, как много интересного есть в любом моменте нашей истории. Идея простая, неподходящая, ИМХО для Стругацких - вообще сложно назвать эту субстанцию идеей, я бы предпочел термин "тема" - простая, но со смаком показаная. Книгу стоит прочитать, если вам хочется чего-нибудь легкого и незамысловатого.
Книга по сути является сборником новелл, объединенных временем действия (2119-2129 годы) и некоторыми общими героями, двое из которых - вернувшиеся из столетнего путешествия звездолетчики, которым ситуация вновинку и которые все никак не могут с ней освоиться. Этот прием, кстати, позволяет иногда показать, насколько описаный мир далек от нынешнего - всегда сохраняется возможность противопоставления. В произведении рисуется этакая безоблачная планета, обустроенная микроклиматическими установками и самодвижущимися дорогами, где городские улицы временами напоминают лесные тропинки, а все заботы об уборке лежат на кибердворниках. Еда там поступает через "линии по доставки еды" - точно так же, как в наши дома поступает вода - а дети проводят детство в интернатах под руководством мудрых учителей. Оп-па! Вот тебе и первый социальный вызов. Первая неочвидность. Первая зарубина на эгоистическом нерве. Дети - в интернате? А родители как же? А вот не сказано, как. Показано только, что дети радуются - радуются и учителя, выведенные в произведении, конечно, заботливыми и не слишком давящими. Ну, и с технической точки зрения интернаты - чудеса 22 века, как их видели братья Стругацкие: в роще, обязательно на берегу реки и во множестве оснащены экранами телевизоров с обучающими программами, портативными телефонами и прочей "техникой будущего", на крыше и во дворе - посадочные площадки для птерокаров, хотя последним "посадочная плдощадка была, впрочем, и не нужна". Человечество расселяется на Марсе, осваивает Венеру, роет тоннель к центру Земли и даже совершает межзвездные путешествия, открывая новые планеты. На последних обнаружена жизнь - более того, имеются следы разумной жизни. Чего уж там, Фобос и Деймос, как уже доказано - искусственные спутники Марса построенные, по прикидкам, около десяти миллионов лет назад и человечество живет в предвукшении первого Контакта. Контакта с внеземной цивилизацией.
В общем, что ни говори - полдень. Радужный мир, где люди живут по паре сотен лет, где девушки в худшем случае "хорошенькие" (что немного нервирует, становясь однообразным) и где любой человек всегда рад помочь другому:
- Я Зегерс, шахтер. Посудите сами, Сергей Иванович. Мы десять лет роем шахту к центру Земли. Нас тоже десять тысяч. Теперь все бросают на Венеру. У нас отбирают производственные мощности и просят помочь. Где же справедливость?
- А вы бы отказались, - с сочувствием сказал штурман.
На лицах праправнуков изобразилось замешательство, и Кондратьев понял, что наконец что-то ляпнул. На него смотрели так, словно он посоветовал шахтеру обокрасть детский сад.
Другим словами, книга читается как сказка. Приятная детская сказка, только без особой морали в конце и непреодолимых препятствий по ходу повествования - а потому и не сказка это уже никакая, а так, история. Моральных проблем практически не поднимает (а если и натыкаешься на те же "интернаты", то фактического материала для обдумывания не хватает - не было это целью), научно-технические затеи разглядывать интересно, но и их не так и много, драм и комедий на квадратный метр - ноль целых хрен десятых. ПДДВ чем-то напомнило мне не лучшие из рассказов Азимова. Непонятно мне, для чего писалась эта книга. Может, как оправдание перед советским режимом за "Хищные вещи века"? В ПДДВ дважды прорывается коммунизм: впервые - где-то в начале в виде громадной статуи Ленина, во второй раз - репликой в последнем в книге диалоге:
"- Вы знаете, Леонид Андреевич, мое воображение всегда поражала ленинская идея о развитии общества по спирали. От первобытного коммунизма, коммунизма нищих, нищих телом и духом, через голод, кровь, войны, через сумасшедшие несправедливости, к коммунизму неисчислимых материальных и духовных богатств. С коммунизма человек начал и к коммунизму вернулся, и этим возвращением начинается новая ветвь спирали, такая, что подумать - голова кружится. Совсем-совсем иная ветвь, не похожая на ту, что мы прошли. И двигает нас по этой новой ветви совсем новое противоречие: между бесконечностью тайн природы и конечностью наших возможностей в каждый момент. И это обещает впереди миллионы веков интереснейшей жизни."
Пожалуй, несмотря на коммунистический пафос, эти слова и выражают основную идею книги: идею о том, как много интересного есть в любом моменте нашей истории. Идея простая, неподходящая, ИМХО для Стругацких - вообще сложно назвать эту субстанцию идеей, я бы предпочел термин "тема" - простая, но со смаком показаная. Книгу стоит прочитать, если вам хочется чего-нибудь легкого и незамысловатого.