Записи с темой: КнИгИ (38)
Скажи, чтобы я тебя увидел!
Прочитал английскую народную сказку про мальчика Дика Уиттингтона, который пришел, аки Ломоносов, за обозом в их нерезиновую. Он-то думал, что там "живут одни лишь знатные господа, которые целыми днями только и делают, что поют да танцуют, а все лондонские улицы вымощены чистым золотом". Оказалось, что все немного не так.
Мальчик бродяжничал, а когда ему сказали, что просить подаяние - зло, а работать - благо, стал - о чудо! - искать работу. И нашел. А потом еще раз нашел. Нет, вы прикиньте? В английских сказках о 14-ом веке главные герои ищут и находят работу! Вот кто Иванушки-дурачки, верно?

Ну, дальше все как в сказке, я отмечу еще только три интересных момента:
1) "По обычаю, слуги могли попытать счастья в торговых делах вместе с хозяином и послать за границу какие-нибудь вещи на продажу или деньги на покупку товаров".
(Вы себе это представляете?! В русских сказках отец все больше интересуется, что бы дочерям привезти)


2) Затем прибывшие <...> показали ему богатый подарок, который царь и царица прислали <...> бедняге Дику.
<...> И тут мистер Фитцуоррен показал себя с самой хорошей стороны. Когда кое-кто из слуг намекнул, что Дику такое богатство ни к чему, он ответил:
- Боже меня сохрани, чтобы я взял у него хоть пенни! Что ему принадлежит, то он и получит,- все до последнего фартинга.

(Ха. Вот тут я окончательно поверил, что это сказка))

3) До самого 1780 года можно было видеть изваяние сэра Ричарда Уиттингтона с кошкою в руках над аркой Ньюгетской тюрьмы, которую он сам выстроил для бродяг и преступников.
(Тут нам какбэ напоминают, что бродяжничать плохо, работать - хорошо)
Короче, англичане - просто звери. Опошлить сказку работой...

@темы: Книги, Мысли вслух, Социум

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Агенты [Варрона] составляли акты, в которых на основании отдельных многочисленных данных доказывалось, что Кнопс и Требон злоупотребляли властью во имя личной мести и наживы. Варрон сам не лишен был присущего римлянам здорового корыстолюбия, он не знал жалости к эксплуатируемым и угнетенным и сам, не задумываясь, содрал в свое время десять шкур с целой провинции. Но то, что он, Варрон, совершал с изяществом и быстротой, Кнопс и Требон делали грубыми, неуклюжими руками. Варрон искренне, убежденно отвергал методы Требона и Кнопса.
(Лион Фейхтвангер, "Лже-Нерон")

В каждом из нас живет Варрон. Каждый из нас "не лишен присущего homo sapiens здорового корыстолюбия". И всем при этом было бы неудобно привлекать к себе внимания. Не потому, что отнимут, посадят, или еще что делают - нет, даже если это ничем не грозит. Просто... неприятно. Нарушает внутренние, собственные правила поведения.
Хотелось бы быстро, незаметно, и, желательно, борзыми щенками.
Выдавливать из себя по капле можно не только раба. Римского сенатора Варрона выдавливать тоже ох как нелегко.
А надо.

@темы: Книги, Мысли вслух, Антропология, Точно сказано

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Я постоянно и все на свете откладываю в долгий ящик. Эта привычка уже начинает бесить меня самого, но так есть и пока я вижу выход не в том, чтобы делать все сразу - но в систематизации отложенных дел и в их своевременном (пусть и отложенном) выполнении. Я до сих пор не разобрал фото с этой и с прошлогодней поездок, не написал мемуары по сохраненным в мобильном запискам, не сделал еще кучу вещей.
В частности, у меня в браузере постоянно открыта туева хуча закладок, которые я "потом почитаю". А есть и такие, которые я "потом опубликую". На ДР у Шели кто-то утверждал. что у видел у меня ссылку на ролик в Ютюбе - а я удивился: "Что? Разве я это уже выкладывал?" Все посмеялись, но суть в том, что ролик открыт у меня уже неделю, но дать на него ссылку я так и не удосужился.

Итак, вкусности:
Аудиопроизведения, в частности крохотные новеллы Этгара Керета, в частности "Разбить поросенка" и "Лето 76-ого" (они мне больше всего понравились). Обязательно послушайте! Я знаю не так много способов получить сравнимое с этим умиротворенное удовольствие всего за три минуты. Если "пройдете" еще немного по вправо по произведениям (стрелки внизу страницы), найдете еще несколько рассказиков. Керет волшебен, просто волшебен.

Это - реклама очков с Зинедином Зиданом в главной роли. Герой немногословен, как Теримнатор, так что знание языка не потребуется.


А вот и тот ролик, о котором я говорил выше. Сначала смех выходит немного натянутым - мол, "ну, да, дурак-школяр не знает истории, ну, да, но это просто глупо и ни разу не смешно". Я не раз встречался с подобной ситацией. Это похоже на рассматривание через силу фотоальбома чьего-то внучка-сыночка-кровинушки. Но посмотрите чуть дальше и вы тоже начнете наполняться юмористическим задором первооткрывателя потайных комнат российской истории :) Итак:


И напоследок замечание. Не в тему. Когда я приехал в Израиль 8 лет назад, Новый год презрительно называли Сильвестром, а про Рождество говорить было и вовсе не принято. "Старожилы" же при этом постоянно вспоминали времена ("лет 5 назад"), когда и Новый год за праздник-то не считался. Так вот, времена меняются и в этом году мне уже самому неудобно от нереального количество всяких вечеринок, празднований, застолий и концертов по поводу Рождества. Это официально, это на всех уровнях и это зовется "Крисмас" (ивритским алфавитом, без малейшего намека на попытку перевода"). Я хорошо отношусь к христианам (правда,  Nesna? ;) ), но неожиданный размах поражает, скорее, неприятно. Как свалившаяся с неба глыба льда при заказе пломбира в стаканчике...

@темы: Книги, Мысли вслух, Израиль, Типа юмор, Мир вокруг, Социум, ОбО мНе

18:16

Линч.

Скажи, чтобы я тебя увидел!
"Знаешь, чем Дэвид Линч отличается от «Меррил Линч»?" - спрашивает в один герой Бегбедра другого. Это такая шутка, вроде как "чем оличается пионер от котлеты " - только идея интереснее: здесь подобраны созвучные слова. Рядом с фразой - сноска. Читаю: "Меррил Линч" - одна из наиболее известных инвестиционных компаний".
Ужас ситцауии в том, что про "Меррил Линч" я-то как раз знаю. Я не знал Дэвида Линча. Меня смущает на сам пробел в моих знаниях - меня убивает такое сочетание знания и незнания. Когда я последний раз приглашал кого-то в кино?
В этой жизни надо что-то менять.

@темы: Книги, Мысли вслух, ОбО мНе

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Дочитал Данелия. Две книги: "Безбилетный пассажир" и "Тостуемый пьет до дна". Потрясающе! Читается быстро, с удовольствием, с интересом. Ну, прежде всего, жизнь у режиссера проходила не без происшествий. Потом: как человеку, толком не жившему в СССР, мне было любопытно заглянуть "туда": увидеть, как все это работало. Как важны были не деньги, чтобы купить - а связи, чтобы "достать". Как вырезались из фильмов уехавшие актеры и не допускались "неблагонадежные". Как долго и сложно проходило утверждение фильмов и как их потом, уже запустив в прокат, могли "положить на полку" - и как это моголо вовсе и не повлиять на продолжение проката при должном уровне головотяпства. Как резко подчас менялась коньюнктура, как выстраивались отношения с заграницей, в каких отношениях были власти местные, власти союзные и киноначальство. Я тут вот перечисляю все эти "умные" темы, но в книге вовсе нет никаких серьезных рассуждений - и слава богу, что так! Все вышеперечисленное просто выуживается (без особого труда) из рассказов, из десятков историй о непригодившемся гробе, в котором спал студент; о работе в северных морях - и как там относятся к молодым девушкам; о поездке на церемонию Оскара, где Данелия заснул с зубами в кармане; о том, как Кикабидзе удалось отказаться от чачи, не обидев горцев; о том, как летал пепелац; о застолье с итальянскими проститутками, за которое пришлось уплатить по тарифу итд итп. Еще мне понравились рассказы о многочисленной грузинской семье Данелия и о Грузии вообще - очень живо и местами, я бы сказал, душевно написаны эти эпизоды.
Стоит сказать, что книга состоит из маленьких главок, составленных как бы в хронологическом порядке - но с многочисленными отступлениями, историями "кстати", возврашениями в детство.
Кажется, я хочу стать режиссером, завести побольше новых друзей и съездить в Грузию. Так.
Книги рекомендованы к прочтению.

@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Уже не помню где, но я отрыл мемуары Георгия Данелии. Написано в виде очень коротких рассказиков. Захватывающе, аж слов нет! Большей частью - забавно, но бывает и лирика. Ее и захотелось процитировать:
Друзей теряют только раз
И, след теряя, не находят.
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давайте же его вернем,
Поговорим и стол накроем.
Весь дом вверх дном перевернем
И праздник для него устроим...
(Геннадий Шпаликов)

И глава об авторе стихотворения.

@темы: Книги, Стихи

03:26

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Есть в жизни вещи, к которым я отношусь с трепетом почти религиозным.
Две из них - это хлеб и книги. Кусок хлеба я постараюсь доесть во что бы то ни стало (или отложить на попозже) - но не выкинуть. И книги: выкидывать их я просто не могу.
До недавнего времени у меня, в общем-то, и не появлялось такой необходимости, но перетащив все вещи в мою новую конуру, я столкнулся с необходимостью оптимизации вещзапасов. Вот тут-то я и наткнулся на никогда не читаную мной книгу "Злая ласка звездной руки". Если среди вас находится тот, кто подарил ее мне - прошу, не обижайтесь: читать эту книгу невозможно. Такое же впечателние когда-то произвел на меня фильм "Блондинка в законе - 2". Нет. я не смотрел первую часть. Просто мы сели с кем-то за комп, включили эту самую "Блонднинку..." Жуть! Это было не скучно, это было именно ТУПО. Не так тупо, что аж смешно (бывает такое, когда куча ляпов), а просто обескураживающе бессмысленно. Вот, с этой книгой то же самое. Попытался ее прочитать - не могу. Но зато я узнал, что есть такие книги - то есть, открыл для себя что-то новое, благодаря ей. Более того, теперь у меня есть некая точка отсчета: я смогу найти эту книгу лет через десять и посмотреть, насколько изменились мои вкусы.
Но что мне с ней делать? Место занимает, а выкинуть, как и сказал, не могу.

И еще: предположим, что у кого-то при ревизии барахла обнаружился полный патронташ от М-16. Ну, представим себе такую ситуацию. Что делать этому человеку?

@темы: Книги, Мысли вслух, Я, Армия, Израиль, Просто

Скажи, чтобы я тебя увидел!
И снова Стругацкие.
Книга по сути является сборником новелл, объединенных временем действия (2119-2129 годы) и некоторыми общими героями, двое из которых - вернувшиеся из столетнего путешествия звездолетчики, которым ситуация вновинку и которые все никак не могут с ней освоиться. Этот прием, кстати, позволяет иногда показать, насколько описаный мир далек от нынешнего - всегда сохраняется возможность противопоставления. В произведении рисуется этакая безоблачная планета, обустроенная микроклиматическими установками и самодвижущимися дорогами, где городские улицы временами напоминают лесные тропинки, а все заботы об уборке лежат на кибердворниках. Еда там поступает через "линии по доставки еды" - точно так же, как в наши дома поступает вода - а дети проводят детство в интернатах под руководством мудрых учителей. Оп-па! Вот тебе и первый социальный вызов. Первая неочвидность. Первая зарубина на эгоистическом нерве. Дети - в интернате? А родители как же? А вот не сказано, как. Показано только, что дети радуются - радуются и учителя, выведенные в произведении, конечно, заботливыми и не слишком давящими. Ну, и с технической точки зрения интернаты - чудеса 22 века, как их видели братья Стругацкие: в роще, обязательно на берегу реки и во множестве оснащены экранами телевизоров с обучающими программами, портативными телефонами и прочей "техникой будущего", на крыше и во дворе - посадочные площадки для птерокаров, хотя последним "посадочная плдощадка была, впрочем, и не нужна". Человечество расселяется на Марсе, осваивает Венеру, роет тоннель к центру Земли и даже совершает межзвездные путешествия, открывая новые планеты. На последних обнаружена жизнь - более того, имеются следы разумной жизни. Чего уж там, Фобос и Деймос, как уже доказано - искусственные спутники Марса построенные, по прикидкам, около десяти миллионов лет назад и человечество живет в предвукшении первого Контакта. Контакта с внеземной цивилизацией.
В общем, что ни говори - полдень. Радужный мир, где люди живут по паре сотен лет, где девушки в худшем случае "хорошенькие" (что немного нервирует, становясь однообразным) и где любой человек всегда рад помочь другому:
- Я Зегерс, шахтер. Посудите сами, Сергей Иванович. Мы десять лет роем шахту к центру Земли. Нас тоже десять тысяч. Теперь все бросают на Венеру. У нас отбирают производственные мощности и просят помочь. Где же справедливость?
- А вы бы отказались, - с сочувствием сказал штурман.
На лицах праправнуков изобразилось замешательство, и Кондратьев понял, что наконец что-то ляпнул. На него смотрели так, словно он посоветовал шахтеру обокрасть детский сад.


Другим словами, книга читается как сказка. Приятная детская сказка, только без особой морали в конце и непреодолимых препятствий по ходу повествования - а потому и не сказка это уже никакая, а так, история. Моральных проблем практически не поднимает (а если и натыкаешься на те же "интернаты", то фактического материала для обдумывания не хватает - не было это целью), научно-технические затеи разглядывать интересно, но и их не так и много, драм и комедий на квадратный метр - ноль целых хрен десятых. ПДДВ чем-то напомнило мне не лучшие из рассказов Азимова. Непонятно мне, для чего писалась эта книга. Может, как оправдание перед советским режимом за "Хищные вещи века"? В ПДДВ дважды прорывается коммунизм: впервые - где-то в начале в виде громадной статуи Ленина, во второй раз - репликой в последнем в книге диалоге:
"- Вы знаете, Леонид Андреевич, мое воображение всегда поражала ленинская идея о развитии общества по спирали. От первобытного коммунизма, коммунизма нищих, нищих телом и духом, через голод, кровь, войны, через сумасшедшие несправедливости, к коммунизму неисчислимых материальных и духовных богатств. С коммунизма человек начал и к коммунизму вернулся, и этим возвращением начинается новая ветвь спирали, такая, что подумать - голова кружится. Совсем-совсем иная ветвь, не похожая на ту, что мы прошли. И двигает нас по этой новой ветви совсем новое противоречие: между бесконечностью тайн природы и конечностью наших возможностей в каждый момент. И это обещает впереди миллионы веков интереснейшей жизни."
Пожалуй, несмотря на коммунистический пафос, эти слова и выражают основную идею книги: идею о том, как много интересного есть в любом моменте нашей истории. Идея простая, неподходящая, ИМХО для Стругацких - вообще сложно назвать эту субстанцию идеей, я бы предпочел термин "тема" - простая, но со смаком показаная. Книгу стоит прочитать, если вам хочется чего-нибудь легкого и незамысловатого.

@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Вместо того, чтобы подбирать себе расписание на следующий семестр, подавать две апелляции, съездить поискать работу, распечатать пару-тройку маек и посидеть, наконец, в кафе со знакомой - вместо всего этого я сижу дома, хандрю и читаю Стругацких.
Итак, "Стажеры". Заметный прогресс после коммунистического прекраснодушия "Страны багровых туч" и "Пути на Амальтею", хотя до уровня "Хищных вещей века" - следующего крупного произведения АБС - как от Мирза-Чале до Барселоны пешком. Но авторы уже начали вносить в книгу какие-то идеи, и пусть это еще не размышления об обществе, но уже появляется тема "Имею ли право..?", столь значимая у Стругацких. В книге много легкого юмора, читается с превеликим удовольствием. Как я уже писал, книга начинается с двух тяжелых психологических эпизодов - к сожалению, для меня они остались лучшими во всей книге, хотя были и дальше довольно сильные места. Обратило на себя внимание наличие прямо в книге ответов на некоторые из поставленных там вопросов. Пожалуй, одна из главных тем книги - геройство и обычные люди. Тема рассматривается с разных сторон. В частности, "стажер" Юрий Бородин восхищается отвагой Юрковского и не понимает, как мог прославится такой "сухарь", как капитан корабля Быков, который целый день сидит в домашних тапочках и тренировочных штанах в кают-кампании и читает газеты, попивая чай. Объяснение бортинженеры Жилина (спасенного там же Быковым в "Пути на Амальтею") выглядит как-то глупо: "Знаешь, в чем работа Быкова? Быть всегда готовым. Это очень сложная работа. Тяжелая, изматывающая. Нужно быть Быковым, чтобы выдерживать все это. Чтобы привыкнуть к постоянному напряжению, к состоянию непрерывной готовности. Не понимаешь?" Слушая это объяснение, лично я вспоминаю анекдот, в котором муж объясняет жене, что дома всё должна выполнять она, а его дело - непредвиденные ситуации. Ну, вот если случится землятресение... Но я привожу этот пример как раз в объяснение собственного тезиса, что некоторые подвопросы повести получают в ней же быстрые ответы: вот и Юра довольно быстро осознает, что "быть готовым" - все же тяжелая работа. Во время тревоги (учебной, как мы потом узнаем) бедняга, изнывая от жары, усталости и неизвестности, сторожит отсек в корабле. Тут-то до него (и нас :) ) и доходит ответ на поставленный вопрос.
Идея "обычных людей" затрагивается и с такой необычной стороны, над которой надо будет еще подумать: вот.

В книге неоднократно идет обсуждение проблемы "маленьких людей", местами даже обобщая это до "проблемы мещанства" - тема, переросшая в "проблему общества потребления" в Хищных вещах века. Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть - и красивый - ответ по второй (или, скорее, первой) заявленой теме. Геройство.

"Юра снова закрыл глаза. Погибли, подумал он. Никто больше не назовет меня кадетом и не попросит побеседовать со стариком, и никто не станет добрым голосом застенчиво читать свои мемуары о милейших и прекраснейших людях. Этого не будет никогда. Самое страшное - что этого не будет никогда. Можно разбить себе голову о стену, можно разорвать рубашку - все равно никогда не увидеть Владимира Сергеевича, как он стоит перед душевой в своем роскошном халате,
с гигантским полотенцем через плечо и как Михаил Антонович раскладывает по тарелкам неизменную овсяную кашу и ласково улыбается. Никогда, никогда, никогда... Почему никогда? Как это так можно, чтобы никогда? Какой-то дурацкий камень в каком-то дурацком Кольце дурацкого Сатурна... И людей, которые должны быть, просто обязаны быть, потому что мир без них хуже, - этих людей нет и никогда больше не будет... Юра помнил смутно, что они что-то там нашли. Но это было неважно, это было не главное, хотя они-то считали, что это и есть главное... И, конечно, все, кто их не знает, тоже будут считать, что это самое главное.
"Это всегда так. Если не знаешь того, кто совершил подвиг, для тебя главное - подвиг. А если знаешь - что тебе тогда подвиг? Хоть бы его и вовсе не было, лишь бы был человек. Подвиг - это хорошо, но человек должен жить."

Эту книгу стоит прочесть - легкая, она тем не менее содержит те зерна, из которых позже вырастут "Хищные вещи века", идеи, которые будут видны в "Трудно быть богом", "Граде обреченном" итд.

@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Прочитав некоторое время назад "Хищные вещи века", я решил начать Стругацких сначала. Итак, позади "Страна багровых туч" и "Путь на Амальтею". Первая книга прям ура-коммунстам-первопроходцам, но, конечно, интересно написана. Вторая - уже более человечна, но все еще пуста. Начал читать "Стажеров" и поразился, насколько отлична книга от первых двух. Повесть начинается с двух тяжелый психологических сцен, потрясающе хорошо написанных. Интересно, что будет дальше?
Из ПнА заинтересовало две вещи. Первая: "магнитовидеофон". Книга написана в 57-59 годах, первая домашняя модель продемонстрирована в 1963 году, но тут я не леплю из АБС предсказателей: разработки велись и уже существовали, если верить той же Википедии, громадные промышленные модели. Да и в повести не указываются размеры прибора - возможно он там тоже не миниатюрен. Меня тут интересует другое. Существовало ли в русском языке слово для этого понятия? В английском Videocassette Recorder получился добавлением приставки video к Cassette Recorder, в русском, в общем-то, тоже. Но Стругацкие тут поменяли порядок видео- и магнито-. И вот вопрос: если слово существовало, не сделали ли они это специально, чтобы заставить читателей будущего понять необычность наличия такой "машинки"? Это могло б ыбыть интересным ходом.
Вторая вещь, заинтересовавшая меня, тоже лежит в литературной плоскости. Мне понравился этот прием: обсуждение взглядов человека, с которым мы уже знакомы по произведению, но который назван по имени только в последней фразе книге. То есть, до самого конца эти периодические упоминания не связываются с личностью, и только потом может произойти переосмысление и переоценка. В ПнА речь идет всего лишь о теории строения Юпитера, так что нам открывается лишь большой авторитет человека и ироничность ситуации, в которую попадают герои произведения: чуть не погибнув у Юпитера, они доказывают теорию его строения, выдвинутую... выдвинутую тем, к кому они, оказывается, и летели. Но ведь прием можно использовать и для более широкого взгляда на психологический потрет героя...

@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Цитата

Мысля

Еще цитата. С замечательным словом "Микрогитлеры"

@темы: Книги, Антропология

Скажи, чтобы я тебя увидел!
"...слишком много ненависти, слишком мало любви, ненависти легко научить, а вот любви - трудно, и потом любовь слишком затаскали и обслюнявили, и она пассивна, почему-то так получилось, что любовь всегда пассивна, а ненависть зато всегда активна и потому очень привлекательна, и говорят еще, что ненависть - от природы, а любовь - от ума, от большого ума..."

(Аркадий и Борис Стругацкие, "Хищные вещи века")

АБС говорили об обществе. Любовь человека к обществу и ненависть к нему же. Все верно:
1) ненависти легко научить: кричать "смерть арабам/евреям" проще и собирать толпы под этими лозунгами тоже проще, чем под знаменами любви.
2) ненависть - от природы, а любовь - от ума, от большого ума : тоже так. "Левые" миролюбцы - все сплощь профессора, тогда как среди ненавидящих немало малообразованых невежд, а порой и невеж.
Казалось бы, идея проста и говорит о верности идеологии любви, но...
3)любовь слишком затаскали и обслюнявили - вот ведь в чем проблема! Любовь бесплодна и безыдейна, как пример - "шалом ахшав": согласимся на все и тут же наступит мир. Древние профессора и молодые аспиранты все как один готовы к аморфной любви, но никто не готов к реальным действиям. Не только к демонстрациям и отдачи всего во имя любви - но еще и к твердости, к интеракции с партнером. Дарить девушке цветы и выполнять все ее прихоти, только мечтая взглянуть на нее - разве это идеал любви? Такое поведение, не разбавленное ничем иным, нравится ей едва ли больше, чем самому кавалеру. Но современная любовь к обществу выглядит именно так, и инстинктивно люди понимают - это неверный путь, так быть не должно. Я не жил в 60-х, но битломания, как я ее понимаю, которая хотя и выражала нелюбовь к обществу, как к структуре, но провозглашала любовь человека к человеку - вот тот идеал, к которому возможно стремиться. А при свинцовой политкорректности, болотном всеобщем достатке и бесполой любви единственным видимым глазу "путем самурая" остается ненависть. Как ни жаль.

Очень, очень полезное произведение.

@темы: Книги, Точно сказано

Скажи, чтобы я тебя увидел!
"Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют... Дурак стал нормой, еще немного - и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать... А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!) <...> Снова горизонты безоблачны. Снова вылезли опиры, снова замурлыкали еженедельники, и снова все из тех же подворотен потек гной. Тонны героина, цистерны опиума, моря спирта... И еще что-то, чему пока нет названия... И снова у них все висит на волоске, а дураки решают кроссворды, пляшут фляг, желают одного: чтобы было весело. Но где-то кто-то сходит с ума, кто-то рожает детей-идиотов, кто-то странно умирает в ваннах, кто-то не менее странно умирает у каких-то рыбарей, а меценаты охраняют свою страсть к искусству кастетами... И еженедельники стараются прикрыть это смрадное болото хрупкой, как мерегни, приторной корочкой благополучной болтовни, а этот дипломированный дурак прославляет сладкие сны, и тысячи недипломированных дураков с удовольствием (чтобы было весело и ни чем не надо думать) предаются снам как пьянству... И снова дураков убеждают, что все хорошо, что космос осваивается небывалыми темпами (и это правда) , что энергии хватит на миллиарды лет (и это правда), что жизнь становится все интереснее и разнообразнее (и это, несомненно, тоже правда, но не для дураков), и демагоги-очернители (читай: люди, думающие, что в наше время любая капля гноя способна заразить все человечество, как когда-то пивные путчи превратились в мировую угрозу) , чуждые интересам народа, подлежат всемерному осуждению... Дураки и преступники... Преступники-дураки..."

(Аркадий и Борис Стругацкие "Хищные вещи века")

@темы: Книги, Точно сказано

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Посоветовал пеподавателю иудаизма почитать "Хищные вещи века" Стругацких, залез в сеть поискать их на иврите, не нашел. Естественно, нашел по-русски. Естественно, зачитался. При том, что вот уже два месяца читаю все тот же роман Жида. При том, что у меня два экзамена на следующей неделе. При том, что сонный. Сколько препон!
И вообще, подло начинать книгу с цитаты из Сент-Экзюпери. Такие книги хочется попробовать.

@музыка: Apocalyptica - альбом "Cult"

@темы: Книги, Просто

04:00

Оруэлл

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Дочитал книгу Оруэлла: "1984" и некоторое количество статей и эссе. Поразительно! Причем, его малая проза и публицистика понравились мне даже более расхваленого романа, который, конечно, хорош. Из чисто литературниых достоинств - четкий сюжет и внимание к деталям. Чертовски приятно, когда писатель помогает тебе полностью погрузиться в придуманый мир, детально описывая все, что ты можешь видеть, слышать, чувствовать, находясь там.
Для меня основной темой романа стала невозможность полной индивидуальной внутренней свободы. До прочтения романа я не раз думал над тем, где пределы статистического подхода при переходе на конкретную личность - или с другой стороны, насколько каждый человек является "непостижимым миром, непохожим ни на что иное". (Я бы назвал это психологический котом Шредингера.) Могу ли я думать "им никогда не понять мою сложную и противоречивую личность"? А что "им некогда не изменить ее"? Нет, я, конечно, сознаю влияние общества, родителей, средств массовой информации итп, но ведь они никогда не могут быть уверены в том, что именно выйдет в результате их влияния. А вот способны ли они довести меня до некоего пункта назначения? "Мое тонкое душевное устройство," - мог бы сказать я - "устроено таким образом, что вам никогда не разучить меня добавлять гвоздику в мясо, сколько бы вы не твердили о вкусовых достоинствах моих блюд и о вреде этой приправы". А поменяв свое отношение к предмету, не сомневаясь ни секунды, мог бы заявить, что, мол, "Надоело. Переел". Проблема в том, что и сам бы я не смог отделить внешнее влияние на принятие этого решения от того самого "надоело" - и истина отндь не обязана лежать где-то посередине! Любимая девушка сказала "фу, какая гадость" - и больше я ее не добавляю. Или случайно перевернул коробочку с гвоздикой в жаркое, но решил продолжать готовку... и с тех пор разлюбил эту приправу. Все возможно. Но невозможно, почему-то считал я, заставить человека поменять мнение против его воли. Под пытками он сознается в чем угодно отречется от всего на свете, но не перестанет верить в душе. Оруэлл очень реалистично показывает, что при правильной постановке цели, добиться можно и такой перемены. Теми же пытками - да, никаких оригинальных способов.
Немного работы - и ты станешь желать смерти самому близкому тебе человеку, лишь бы это кончилось. Желать искренне, всей душой. Будешь плевать в ненавистное лицо и радоваться, что твою идею приняли - нет, не жертву, просто "идею". Да, можно сказать, что это не открытие Америки, но идея изложена так четко и доходчиво, с таким даром убеждения, что сомнений не остается: человек управляется, и управляется легко. (Да, я начинал с несколько иной постановки вопроса, но результат таков :)
Прочие же эссе и обзоры дают интересный взгляд на Евпропу, Англию и англичан второй четверти ХХ века. Взгляд социалиста, прошедшего войну в Испании (как и мой любимый Хемингуэй), после которой получил крайне реалистичный взгляд на вещи. Грязь сортиров республиканской армии, снобизм, лень и законопослушность англичан, отношение белого человека с туземцами в Бирме (где он родился и служил), невозможность партийной дисциплины для писателя, рецензии на Свифта, Замятина и Толстого, и даже способ приготовления "правильного чая" - мне понравилось всё. (Итак, мне нужна заварка и фарфоровый чайничек...)
Всем рекомендую!

(Запись создана 31 октября 2008 г., 20:04:26)

@темы: Книги, Мысли вслух

Скажи, чтобы я тебя увидел!
определенно нравится мне. Во-первых, своим юмором. Во-вторых, своими образами. А в-третьих, мыслями и наблюдениями. Последнее, кстати, в нем ценят далеко не все: разговаривая на армейском курсе Натив с любителям читать Пратчетта в оригинале, умным человеком, узнал, что тот не находит в авторе ничего глубже игры слов. Неокторые находки, однако, радуют :)
Читаю "Пирамиды":

"Птраси взяла браслеты и надела их.
- Они имеют какой-то оккультный смысл? - уточнил Теппик.
- Оккультный? - уклончиво переспросила Птраси.
- Ну, да. Иначе зачем они тебе?
- Я уже говорила. Без них я чувствую какой-то беспорядок в одежде.

<...шесть страниц спустя...>

- Зачем тебе все эти ножи? Только правду.
- Извини, не понял.
- Ну, эти ножи. Зачем?
Теппик задумался.
- Без них я ощущаю некоторый беспорядок в одежде, - выкрутился он.
"

Потрясающее объяснение. Как сложно порой бывает растолковать, зачем тебе нужно то-то и то-то, и почему ты, например, не можешь прожить день, не поносив до полудня носки недельной давности. А все просто: без них я ощущаю некоторый беспорядок - в одежде, в нашем случае.

@музыка: Billy's Band - альбом "Чужие"

@темы: Книги, Мысли вслух, Антропология, Точно сказано

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Дочитал этот сборник рассказов.
В принципе, понравилось. Видно, однако, что автору еще есть куда расти - очень бы хотелось сравнит его с Чеховым, но пока, боюсь, ему стоит радоваться сравнением с Пиранделло - с той только разницей, что последний мне когда-то откровенно не понравился. Короткие, задевающие за живое рассказы, часто заставляющие думать - чего еще желать от современного новеллиста? А хотелось бы, чтобы рассказы эти не просто задевали за живое, а пробивали насквозь; чтобы не "заставляли думать", а погружали в раздумья; хотелось бы видеть неизменно качественную прозу - здесь же часто видно, что задумка недовыполнена, что автору немного не хватило мастерства на воплощение. По-моему, на подобном уровне могут писать многие блоггеры - а некоторые это и делают, - поэтому неизменно высокое качество (именно так: высокое и постоянное качество) должно быть тем фактором, который бы отличил писателей-профессионалов от любителей. На мой вкус, Керет иногда не дотягивает.
Повторюсь, в целом книга понравилось: читается на одном дыхании, увлекает, переливается всеми оттенками эмоций, главные из которых - одиночество, неуверенность, счастье, чувства непредсказуемости будущего, и неполноценности жизни. Понравился легкий юмор автора, простой язык и, конечно, неистощимая фантазия, на которой и строится, как мне кажется, привлекательность его произведений.
Особо рекомендую рассказы "Грязь" и "Джетлаг", а также "Красивая пара" - за легкость и оригинальность.

@музыка: Deep Purple - альбом "In Rock"

@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Давным-давно, сразу после того, как израильский фильм "Медузы" по трем новеллам сабжа получил что-то там в Каннах, Йоси пообещал мне его книгу. Но книгу уже читали, поэтому пришлось подождать. Прошли годы... Ну, ладно - прошло много времени. Книга полежала у Марины, потом она дала ее Обезьяне, затем Обезьяна переехал жить к Огру, и когда я вчера навестил последнего, книга была там. На полке. Я не знал ни чья они, ни откуда, но я ее выпросил, и тем самым, как выясняется, спас ее для владельца.

Керет произвел впечатление. Но оно неполное. В его рассказах как будто чего-то не хватает. Они неожиданы, легки, интересны, я бы сказал, что они завораживающе человечны - но чего-то в них все же не хватает. Я прочитал треть его четвертой книги "Азъ есьмь" и пока мне понравился рассказ "Грязь". Потрясающий рассказ, но и он оставляет впечатление какой-то недосказанности. В инетрнете он отсутствует - может, я перепечатаю его как-нибудь, он чертовски мал.

Пока еще рано подписывать отзыв о книге, но уже могу сказать, что хотел бы прочесть все его произведения. Читается легко, быстро - и оставляет место для раздумий. Кстати, и на иврите я в состоянии его читать - я уже успел насладиться его "Свиньей-копилкой" в оригинале. Кстати, уж не в переводе ли кроется причина пресловутой недосказанности?


@темы: Книги

Скажи, чтобы я тебя увидел!
Читаю "Райский сад" Хемингуэя. Нашел в себе силы - впервые за последнюю неделю. Роман захватывает с первой страницы, и хотя ты тут же понимаешь, к чему клонит автор, и каждую секунду пытешься подловить его, и сказать "а вот тут-то и начинаются проблемы в отношениях", но повествование заходит все дальше, и отношения у них все хуже, а ты так и не можешь понять, где все это началось и что именно они делают "не так".
Несколько лет назад, в период моей неразделенной любви к I, я подарил ей книгу Мураками "Мой любимый sputnik", заклеенную на какой-то странице. По моему мнению, все, что было написано до заклеенного места было гениально и дальнейшее просто портило идеальный роман. Я до сих пор считаю диалог из этого романа одним из лучших, прочитанных мной за всю жизнь. Так вот: "Райский сад" тоже идеален до некоторой точки. Дальше же начинается совершенно другой роман: интересный, увлекательный, томящий и колющий в самое сердце, но это уже не тот роман, что ты начал читать.
Строка за строкой Хемингуэй препарирует отношения между мужчиной и женщиной. И следуя за ним, я просто перестаю понимать, как такие отношения возможны в принципе. Мне начинает казаться, что любые искренние отношения, длящиеся дольше месяца, нужно воспринимать как чудо. Каждый человек неповторим, каждый думает в первую очередь о себе, всем людям нравится меняться, ощущать что-то новое - и никто не любит, когда меняется твой спутник, самый близкий к тебе человек. Слишком много проблем и нестыковок, чтобы вообще могли существовать хоть сколько-нибудь длительные искренние отношения, мне кажется.
А, да: и никогда нет пути назад.

А о тех, кто слишком много знает: так, собственно, Хемингуэй таким и был. Он писал этот роман, он и разнес себе голову из дробовика, так и не найдя выхода из созданного им "Райского сада".

Роман переживается, как собственные ощущения. Ощущения скачут от нытья в груди, минуя тяжесть ожидаемой катастрофы к чувству раскаленного кола где-то в районе сердца.
Так, читая, я даже пропустил матч :rolleyes:


@музыка: Аквариум - альбом "День серебра" (1984)

@темы: Книги, Мысли вслух, Антропология, Сердечное

Скажи, чтобы я тебя увидел!

В Хемингуэя.
Сначала он показался мне банальным, но странице на 300-й это прошло :) Я понял, что его мастерство - не в глубине идеи, а в силе убеждения. Например, если он берется доказать вам, что стоит сказать оружию "Прощай", то уж будьте уверены, что вы закончите эту книгу пацифистом. На меня это троман повлиял. Не знаю, насколько долго продержится это влияние, но я несколько изменил подход к этому вопросу.
Рассказы его мне нравятся меньше, что, вообще, для меня нетипично. Просто за короткий промежуток чтения рассказа я обычно не успеваю схватить мысль, которую Хемингуэй пытается объяснить. Хотя рассказ "Отцы и дети" мне понравился (надо бы почитать Тургенева, что-то мне подсказывает, что они похожи), "Снега Килиманджаро" - тоже, а "Недогое счастье Фрэнсиса Макомбера" - вообще шедевр. Последние два я, кстати, где-то уже читал.
Сейчас читаю "Праздник, который всегда с тобой". Это последнее произведение в книге. Хочу еще!

Кстати, моя писанина несколькими записями ниже по форме "похожа" на Хемингуэя.



@музыка: Наше Радио. ДДТ "Новая жизнь". От "Нового сердца" не отличима ну никак! Белые стихи на музыку. Одну и ту же, кстати.

@темы: Книги